Духовный рост

Сама виновата: что такое виктимблейминг и почему мы все в этом замешаны?

В этой статье ты найдешь:

- когда появился виктимблейминг, и кто были первыми обвинителями;
- примеры виктимблейминга, о которых ты даже не задумывалась;
- как перестать обвинять жертву.


Анна Иваненко

Почему ты от него не ушла? Он же уже давно руки распускал, почему ты не остановила этот процесс, почему не ушла от него?? Только не говори, что ты его любила и любишь до сих пор! В общем, сама виновата. Об этом приговоре «сама виновата» мы сейчас и поговорим. Что такое виктимблейминг, и почему мы все в нем участвуем? 

Термин виктимблейминг (дословно с английского «обвинение жертвы») появился в 1971, его придумал психолог Уильям Райян и назвал им свою книгу. В своей книге Райян рассматривал процесс обвинения жертвы как идеологию для оправдания расизма и социальной несправедливости по отношению к темнокожим в США. Еще раньше само это понятие (без четкого определения термина) относили к фашизму. Психолог Теодор Адорно называл это «одной из самых зловещих черт характера фашистов». Фашисты отличались презрением ко всему слабому, мы помним это из школьных учебников. 

Удивительно, как быстро виктимблейминг покинул ряды маргиналов, тез узких групп, которые подвергаются незамедлительному порицанию (фашизм, расизм, шовинизм) и стал общим понятием. Сегодня мы все можем быть замечены в виктимблейминге. И для этого необязательно быть прокурором на судебном процессе. Иногда достаточно просто подумать: «Ну что же она такая непутевая…». Быть может, в этом виновата мода на осуждение? У тебя в любом случае должно быть мнение по любому вопросу и, желательно, чтобы оно было категоричным. Отсюда, наверное, и появляется «сама виновата».

Для написания этой статьи мы пообщались с Маргаритой Грачевой - жертвой домашнего насилия, которой муж отрубил кисти рук на стадии развода в 2017 году, а также автором книги "Счастлива без рук. Реальная история любви и зверства".

Конечно, я сталкивалась с "а может, ты сама виновата?". После фотосессий в боди или нижнем белье, сразу шел поток комментариев "она сама довела", "раз она так фотографируется, значит, был повод". Хотя, эти фотографии появились уже после того, что произошло. Но всегда есть те, кому проще обвинить. Это равносильно тому, как обвиняют жертву, которую изнасиловали в том, что она юбку короткую надела, и не думают о том, что насильник виноват.

В плане реакций я вообще никак не отвечаю, я стараюсь молчать и не влезать во все это. Мама у меня, конечно, больше переживает: иногда она отвечает, так как ей хочется объяснить, что нет-нет, это не так. Но это бессмысленно. Мне кажется, что тот, кто так пишет, как раз и ждет ответной реакции.

Маргарита Грачева @margoritka1211, общественный деятель, писательница


Вот несколько примеров виктимблейминга, о которых мы даже не задумываемся:

- «Почему ты осталась с ним?» Ты понимаешь, что этот мужчина делает твоей подруге больно, что он ей не подходит, поэтому обязательно укажешь на это. А если она прибежит к тебе в слезах, ты обязательно скажешь (или хотя бы подумаешь): «Я же говорила…». И вот это «я же говорила» и будет обвинением жертвы. Мол, ты обязана была взять жизнь в свои руки и что-то в ней изменить. Ты же не маленькая девочка, знала, к чему это может привести. Вот и получай. Иногда необязательно говорить – обвинение жертвы может проходить и молча, ты можешь просто подумать. 

Если говорить о моем 5-летнем браке до вот этой всей стадии развода и вообще всей этой агрессии, то даже я, анализируя брак, не могу выявить какие-то конкретные предпосылки. И это страшно, что человек может просто за секунды поменяться. Поэтому агрессора вообще сложно увидеть и распознать.

Предчувствия в моем случае были, когда уже начались побои, когда были явные угрозы. Но тогда я уже не общалась с ним. У нас нет закона и никакой защиты, а если у вас есть общие дети, ты не можешь встать, закрыться или уехать.

С друзьями или знакомыми, слава богу, у меня такого не было, никто мне так не говорил: "Вот, этим могло все и закончиться". Я знаю много случаев, где не поддерживают ни друзья, ни родственники. Это есть. Еще мне пишут многие девушки, что от них отворачиваются даже родители.

Маргарита Грачева @margoritka1211, общественный деятель, писательница

 - «Ты уверена, что корректно высказалась, и он правильно тебя понял?» Опять же мы обвиняем жертву, потому что уверены, что она не донесла свою мысль. Быть может, ее просто неправильно поняли? Нужно было говорить четче. 

- «Зачем ты положила телефон в задний карман джинсов? Ты что, не понимала, что это приманка для грабителей?» Да, ты сама виновата, что выставила свои достоинства напоказ. Еще кошелек можно заменить на короткую юбку и декольте – все это можно расценить как приманку. И в итоге получаем сама виновата. 

- «Ты была пьяна?» Да, тебя могли изнасиловать, потому что ты выпила. Если бы ты вместо бокала вина заказала стакан сока, этого не случилось бы. С таким же «успехом» можно обвинять всех водителей, которые садятся за руль. Потому что они гипотетически могут стать причиной аварии. Так же можно обвинить всех, кто купил купальник, или вступил в брак, или устроился на работу, где преимущественно одни мужчины. Ты же знала, на что шла? Неужели ты не понимала, к чему твое бикини и поход на пляж может привести? Обвинители, сейчас мы о вас, посмотрите на себя со стороны.  

Статьи на похожую тему:

- Бьет, значит, сядет. Правда ли, что женщин били всегда?
- Что делать, если ты стала жертвой насилия?
- Мужчины подвергаются насилию чаще, чем мы думаем

Уверены, ты хоть раз думала: она могла бы этого избежать; он просто очень рассеянный, неудивительно, что с ним это произошло; просто им нужно было быть немного напористей. Это происходит с нами на базовом уровне, мы даже не замечаем, как эти мысли появляются у нас в голове. Нам необязательно обвинять прямо, иногда это происходит в заниженной форме, и мы даже не понимаем, что выступаем сейчас как прокуроры. Мысленно, конечно. Мы словно примеряем ситуацию на себя и подытоживаем, что с нами этого бы не случилось, потому что мы более осторожны. Вот тебе и виктимблейминг – приговор, что случившиеся было частично виной жертвы, потому что с нами этого точно бы не случилось. 

Профессор психологии Дэвид Фельдман говорит, что подобная реакция приводит к маргинализации жертвы. Она (жертва) просто боится об этом рассказать. Она не вызовет полицию, когда муж в очередной раз будет избивать ее, не подаст заявление на насильника, не обратится за помощью, став жертвой харассмента. Просто, потому что сама виновата. Разве не об этом заявляет наш виктимблейминг? 

Как избавиться от виктимблейминга? 

«Хотя некоторые случаи виктимблейминга происходят из-за невежества, подлости или чувства превосходства, может быть и другая, более значимая причина. В частности, психологи считают, что наша тенденция обвинять жертву, как это ни парадоксально, возникает из глубокой необходимости верить в то, что мир — это хорошее и справедливое место. Но это же не так. Достаточно просто просмотреть сводку новостей. Все не так радужно,» - говорит профессор психологии Дэвид Фельдман

Мы тоже думаем, что пора нам наконец-то повзрослеть и перестать думать, что с нами такое точно не случится. Ты не знаешь, в какого мужчину ты влюбишься завтра. Давай будем предельно честными. Не нужно говорить, что виктимность – это болезнь, что мы сами выбираем свою жизнь и несем за нее ответственность. Со стороны все кажется очень прозрачно, но стоит нырнуть в океан, и ты уже не видишь очерченного берега. Иногда ты можешь долго не понимать, что что-то не так, что эти отношения обречены. Поэтому давай снимем мантию судьи и избавимся от обвинения жертвы. Хотя бы так: 

- Это может случиться и со мной. Не нужно думать, что ты уникальна и не можешь подхватить простуду. То, что случилось с кем-то, может произойти и с тобой. Думай об этом. Ты можешь быть уязвима в тот момент и даже не задумаешься, что идешь по тонкому льду. Не нужно нападать на жертву, ей и так сейчас несладко.

Говорить о домашнем насилии нужно. Хотя периодически мне люди пишут, мол, хватит на этом хайповать, сколько можно, уже и книгу написала и во всех передачах показалась. Но я буду это делать, потому что это нужно. Только нашим неравнодушием, резонансом и поддержкой СМИ мы можем что-то изменить. К сожалению, по-другому это никак не двигается. На своем примере могу сказать, что именно благодаря поддержке, резонансу и СМИ - он получил такой большой срок. Если бы этого всего не было, мой супруг сел бы на 3-5 лет.

Еще о семейном насилии нужно говорить, потому что многие просто не обращают на него внимание. Пока партнер или муж не начнет распускать руки или не убьет, это не считается насилием, а так, семейные отношения. Наш менталитет вообще в этом плане страдает. Мы стараемся это скрыть.

Я не буду молчать, пока не будет принят закон о профилактике домашнего насилия, потому что без него сейчас полицейские ничего не могут сделать: у них нет никаких инструментов. Они могут что-то предпринять только если уже есть побои или труп.

Маргарита Грачева @margoritka1211, общественный деятель, писательница

Фото взяты из личного архива Маргариты Грачевой

Статьи на похожую тему:

- Бьет, значит, сядет. Правда ли, что женщин били всегда?
- Что делать, если ты стала жертвой насилия?
- Мужчины подвергаются насилию чаще, чем мы думаем

 

Посмотри краткое видео по InLove Women